- Богиня-мать
- - выступает главным женским божеством во многих мифокультурных образованиях. Тесно связана с рождающей землей, а в более обобщающей форме - с женским порождающим началом в жизни и природе. В самых ранних формах сознания - это изображение женского тела с подчеркнутыми женскими половыми признаками. В более поздней мифологии она представлена как женское начало производящей пары, которая творит мир (Дьяус и Притхиви в Древней Индии, Кукумац и Тепеу у майя). Эти персонажи выполняли узкие функциональные действия, их было много. Постепенно множество сконцентрировалось в одном образе Праматери. Функциональное разнообразие было перенесено на ее ипостаси, подчиненные порождения.
Богиня-мать является супругой Бога-творца, помогает ему в сотворении мира; она сама творит богов, людей, животных и т. д.; она покровительствует всякому порождению — земли, людей, скота - отвечает за сексуальную активность. В более поздних вариантах Богиня-мать покровительствует культуре, искусству, городам; но, одновременно, и войне. Этот видимый парадокс разрешается просто - в древнем мире функции защиты порожденного мира не может выполняться без военной силы.
Несмотря на разнообразие подобных богинь (Кибела, Рея, Гея, Деметра, Теллус, Церера, Ума-Махадеви, Исида, Гера, Иттар), все они реализуют схему: разделение на противоположности (например, китайские инь и ян) и последующее взаимодействие противоположностей, Оно может быть как гармоничным, так и разрушительным. Отличие заключается лишь в способе объединения противоположностей. Оно может быть непосредственным, чувственным, кульминацией которого является половой акт или опосредствованным, сверхъестественным, например, непорочное зачатие при рождении божества в христианстве и некоторых других религиях. Большая традиция — термин, используемый в культурологи для обозначения культурного фонда, состоящего из профессионально выполненных объектов культуры; иногда применяется для обозначения только письменной культуры.
Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.